13-11-2023
Экспертный блог RTL #72

Экспертный блог RTL #72

Новый коридор Азия-Европа

На заседании министров транспорта Организации экономического сотрудничества был подписан Протокол Многосторонней встречи профильных министерств в сфере транспорта Узбекистана, Туркменистана и Турции. Этот протокол открывает перспективы для формирования международного мультимодального коридора "Узбекистан – Туркменистан – Турция", связывающего Азию и Европу. 

Он предусматривает организацию грузоперевозок, применение конкурентных тарифов, унификацию нормативно-правовых и технических стандартов, а также повышение транспортной взаимосвязанности между странами-участницами. Эти меры способствуют развитию торговли, укреплению экономических связей и повышению эффективности грузоперевозок.

Для Беларуси новый коридор открывает сравнительно недорогой и быстрый маршрут из Юго-восточной Азии, через центральную Азию и Турцию, уточняют эксперты RTL Alliance.

Утверждены правила обязательной дезинфекции

По новым правилам, которые утверждены постановлением Совета Министров от 1 ноября 2023 года №744 обязательной дезинфекции подлежат транспортные средства при въезде на белорусскую территорию через определенные пункты пропуска. Список этих пунктов включает "Бенякони", "Григоровщина", "Каменный Лог", "Козловичи", "Котловка", "Привалка". Также "Новая Гута" и "Урбаны" войдут в этот список после возобновления транспортного сообщения.

Постановление также регулирует использование электронных контрольных марок, которые подтверждают заключение договора о дезинфекции транспорта и его оплату. Марки можно приобрести через электронную информационную систему или в терминалах самообслуживания на пунктах пропуска. Сотрудники пограничных служб будут проверять марки у водителей и владельцев транспортных средств, въезжающих в Беларусь, и в случае нарушения целостности марки, ее вернут предъявителю или аннулируют.

Эксперты RTL Alliance подчеркивают, что мнение перевозчиков и водителей на целесообразность и безопасность процедуры обеззараживания серьезно различаются, но сходятся в том, что обойти её не получится.

Maersk поможет Узбекистану на море

Датская логистическая компания Maersk планирует установить связь между грузинским портом Поти и городами Узбекистана и Казахстана. Они намерены запустить грузоперевозки по Срединному коридору, который соединяет Китай и страны Европы. Услуга интермодального сервиса будет предоставляться еженедельно.

Грузы из Европы, США и Дальнего Востока будут доставляться в грузинский порт Поти, откуда они будут отправляться по железной дороге в порт Баку. Затем грузы будут перевозиться по Каспийскому морю в казахстанский порт Актау, откуда они будут дальше направлены в города Узбекистана и Казахстана.

Maersk также рассматривает возможность расширения маршрута, включая Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан. Узбекистан показал значительный рост объема грузоперевозок через Грузию в 2022 году, увеличив его на 72%. Кроме того, Узбекистан планирует развивать свою присутствие в грузинских портах путем строительства или аренды терминалов и складов.

Казахстан за развитие проекта “Один пояс, один путь”

Казахстан и Китай в конце октября заключили государственные соглашения, нацеленные на развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута, как части инициативы “Один пояс, один путь”. 

Одно из них предусматривает создание специальной рабочей группы, состоящей из представителей Казахстана и Китая. Кроме этого, партнеры договорились построить железную дорогу от города Аягоз до города Тачэн, а также третий железнодорожный пункт пропуска и терминальные объекты на границе. Минтранспорт Казахстана ожидает, что ввод третьего КПП приведет к почти двукратному увеличению объема грузоперевозок — с 28 млн до 50 млн тонн.

Эксперты RTL Alliance рассчитывают, что 2030 году пропускная способность транспортного коридора увеличится в 10 раз и он станет одним из основных путей импорта товаров из Китая и ЮВА в Беларусь в мультимодальном режиме.